Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

История Прокуратура Курского края в советский период

С победой Октябрьской революции в 1917 году рухнула и система органов прокуратуры Российской империи. Декретом №1 от 24 ноября 1917 года упразднены судебные установления, институты судебных следователей и прокурорского надзора, действовавшие прежде.

Лишь к маю 1922 года в новом государстве назрела необходимость в прокурорском надзоре и органе, его осуществляющем. Так, в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР возникла Государственная Прокуратура. Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года предписывалось создавать органы прокуратуры и в губерниях. Реализуя эту установку, Президиум Курского губернского исполнительного комитета 23 июня 1922 года рекомендовал назначить прокурором губернии заведующего губюстом Паляничкина И.П.(примечание: в ряде документов фамилия прокурора пишется через букву "о"- Поляничкин). После согласования с губкомом РКП (б) Прокурору Республики ушло соответствующее ходатайство.

Выписка из журнала №46
заседания Президиума Курского губисполкома 23 июня 1922 г.

СЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ
П. 26. О кандидате на должность губернского прокурора. Выдвинуть кандидатуру заведующего губотделом юстиции тов.Поляничкина, возбудив ходатайство об утверждении его в должности прокурора.


Однако декретом ВЦИК от 8 июля 1922 года введение института прокуратуры было отсрочено до 1 августа.

ПЕРВЫМ СОВЕТСКИМ ПРОКУРОРОМ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ стал ПАЛЯНИЧКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ. В то время ему было 34 года, уроженец сл. Троицкое Ново-Оскольского уезда Курской губернии, русский. "Бывшее социальное положение - крестьянин". Окончил в 1907 году Шамовскую церковно-приходскую школу Херсонской губернии. Принят в члены РКП(б) в январе 1919 года Льговской городской организацией Курского уезда. Работал до революции народным учителем, а затем на различных руководящих должностях, был председателем сельского исполкома, председателем упродкома, уездным комиссаром юстиции, заведующим уездным отделом народного образования, председателем Уревкома, председателем исполкома, заместителем заведующего губотдела народного образования, членом губернского революционного трибунала, возглавлял губернский отдел юстиции.

20 сентября 1922 года Паляничкин впервые в качестве губпрокурора присутствовал на заседании губернской распределительной комиссии при карательном отделе губернского отдела юстиции.

Таким образом, после пятилетнего перерыва, с августа 1922 года в Курской губернии начался отсчет новой рабоче-крестьянской прокуратуры.

Штатная численность губернской прокуратуры была утверждена в составе прокурора и 12 помощников, а всего 13 единиц.
Большие затруднения вызвал подбор кандидатур на работу в прокуратуру. Кадров катастрофически не хватало. Появились определенные разногласия между Губисполкомом и Губкомом партии. В сентябре Губисполком дал согласие на освобождение заместителя председателя Щигровского уездного исполнительного комитета Скоморохова от занимаемой должности и рекомендовал его на службу в прокуратуру.

Прокурор Республики назначил Скоморохова Н.И. заместителем прокурора и одновременно помощником прокурора при губернском трибунале.

Скоморохов Николай Иванович (в 1922 году ему было 33 года), родился в г. Курске, по происхождению из крестьян Фатежского уезда Курской губернии. Дед его был кузнецом, отец - экономом, мать - без профессии. Образование "высшее начальное" получал в г. Курске с 1897 по 1906 г.г., окончив 6 классов гимназии. Участник Первой мировой войны, до 25 октября 1918 года находился в плену в Австро-Венгрии. Член РКП (б) с 1919 года, вступил в партию в Курской уездно-городской организации. До февральской революции 1917 года Скоморохов служил в камере прокурора, как указанно в заполненной им анкете, временно исполнял обязанности судебного пристава. С 1919 года - заведующий отделом управления уездного исполнительного комитета (УИК).

Затем Госпрокуратурой были утверждены помощники губернского прокурора: Белев Илья Фомич (при Губсовнарсуде и по Курскому участку), Залуцкий Владимир Владимирович (второй помощник по Губсовнарсуду), Бобровский Николай Николаевич и Клевенский Леонид Петрович (прикомандированы временно, до укомплектования штата в помощь Скоморохову Н.И.)
Кроме указанных работников на утверждение Прокурору Республики с санкции Губкома были представлены Лемешко Г.И. и Чаплинев В.П.

Осенью состояние здоровья Паляничкина резко ухудшилось, фактически он не мог исполнять прокурорские обязанности, и 13 ноября 1922 года в прокуратуру РСФСР было направлено ходатайство о предоставлении Паляничкину отпуска по болезни. Старший помощник прокурора Республики Крыленко предоставил И.П. Паляничкину 3-месячный отпуск, возложив обязанности Курского губпрокурора на Скоморохова.

После этого вокруг кандидатур сотрудников вновь разгорелись споры. 23 ноября 1922 года фракция губисполкома отказывается утверждать некоторых представленных прокуратурой кандидатов. Скоморохов Н.И. вынужден обратиться в Губком.

2 декабря Президиум Курского губернского комитета РКП (б) поддержал позицию прокуратуры и утвердил кандидатуры И.П. Паляничкина, Н.И. Скоморохова, И.Ф. Белева, Н.Н. Бобровского, Я.П. Клевенского, В.В. Залуцкого, Г.И. Лемешко, В.П. Чаплинева, Л.И. Кротова, П.И. Семенова и А.М. Николаева, которые и составили первый прокурорский корпус. Первые шаги делали 11 молодых прокуроров. По социальному происхождению из 10 человек (на которых есть данные) шестеро вышли из крестьян, трое - бывшие дворяне, один - из мещан. Юридическую практику имели до революции 3 человека, после революции - 5, а всего 7 человек, средний возраст сотрудников тогда составлял 33 года.
С этого момента началась организация работы управления (аппарата) прокуратуры Курской губернии, но сдерживало отсутствие губпрокурора.

15 декабря 1922 года Скоморохов издал первый приказ по прокуратуре Курской губернии: "На основании приказа Прокурора Республики от 21 ноября с.г. я сего числа вступил во временное исполнение должности прокурора Курской губернии. И.д. прокурора Н.СКОМОРОХОВ", хотя он исполнял эти обязанности и раньше. Так, в декабре он докладывает на Президиуме губкома РКП (б) о материалах по привлечению к уголовной ответственности директора Ракитянского сахзавода Андреева и других должностных лиц; на заседании фракции губисполкома участвует в обсуждении вопроса об утверждении губпрокурором тов. Гриш.

К сожалению, время не сохранило дальнейших биографий Скоморохова и Паляничкина. Спустя три месяца Оргбюро ЦК РКП(б) рекомендовало освободить Паляничкина И.П. от должности губернского прокурора по состоянию здоровья.

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА
КУРСКОГО ГУБЕРНСКОГО КОМИТЕТА РКП №11 ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1923 ГОДА

СЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ

п. 9. Выписка из протокола заседания Оргбюро ЦК РКП от 8/2-23 г. об освобождении губпрокурора т. Паляничкина от работы и назначении на эту должность т. Андреева

Согласиться с освобождением от прокурорской работы т. Паляничкина, вместе с тем признать целесообразным использование Паляничкина на прокурорской должности по окончании его болезни в одной из южных губерний, по возможности курортном месте.


Обращает на себя внимание бережное отношение к товарищу по партии: сочувствие и забота, нет пренебрежительного отношения к человеку, как к винтику в механизме, что стало характерной чертой спустя несколько лет.

В феврале 1923 года оргбюро РКП (б) приняло решение вместо Паляничкина назначить губпрокурором Андреева П.С., но он находился в отпуске, и до 24 марта обязанности прокурора продолжал исполнять Скоморохов.

Итак, 24 марта 1923 года приступил к своим обязанностям второй прокурор Курской губернии АНДРЕЕВ Павел Сергеевич, находившийся на этом посту до 17 мая 1926 года. (Фото).

На нового прокурора легла вся тяжесть организационного периода. Именно при нем произошло становление прокуратуры. Это был энергичный, деятельный человек и от подчиненных требовал инициативы и решительности.

Согласно отчету, с 1 апреля по 1 июля 1923 года работниками прокуратуры было разрешено 4184 дела, на остатке осталось 265. Согласно существовавшему в то время административному делению, помощники прокурора обслуживали каждый свой участок, а сами располагались в уездных городах.

В управлении губпрокуратуры были образованы отдел общего надзора и отдел надзора за дознанием и следствием, которые возглавили помощники прокурора. Судя по имеющимся документам, надзор за следствием стал осуществляться более интенсивно.

С П И С О К
сотрудников управления прокурорского надзора
на 10-е сентября 1924 г.

Фамилия, имя и отчество Занимаемая должность
1. Андреев П.С. Губпрокурор
2. Скоморохов Н.И. Зам.Прокурора
3. Белев И.Ф. 1-й Пом.Прокурора
4. Залуцкий В.В. 2-й -//- -//-
5. Бобровский Н.Н. 3-й -//- -//-
6. Семенов П.И. 4-й -//- -//-
7. Архангельский 5-й -//- -//-
8. Соколенко В.Е. 6-й -//- -//-
9. Седмиградский Н.А. -//- -//-
10. Прохоров И.А. секретарь
11. Конев М.М. бухгалтер
12. Демин М.В. Пом.Секретаря
13. Калошина С.М. -//- -//-
14. Нестеров Н.С. -//- -//-
15. Скороходова З.А. -//- -//-
16. Баранчиков Д.Д. Сотрудник Д/П.
17. Ключановская Л.А. Статистик
18. Шишков П.С. Делопроизводитель
19. Бирк Н.Я. -//-
20. Сыреева И.И. -//-
21. Ветчинкин М.Н. -//-
22. Петухов Г.В. -//-
23. Мехонцева Е.А. машинистка
24. Кунцевич М.И. -//-
25. Буркунова М.Н. -//-
26. Дракина Н.В. -//-
27. Лунина О.И. журналистка
28. Богданова С.Н. -//-
29. Комарцов Ф.П. кучер
30. Арепьев Л. курьер
31. Иванов -//-
32. Дуракова А.Е. истопник
   
КУРСКИЙ УЕЗД
   
1. Петров Н.В. Помощник прокурора
2. Исаенко П.И. Секретарь
3. Полевая М.Ф. Машинистка
4. Терлецкая М.Г. Делопроизводитель
5. Старостина Курьер
   
БЕЛГОРОДСКИЙ УЕЗД
   
1. Лемешко Г.И. Старший Пом.Прокурора
2. Паньшин Г.И. Младший Пом.Прокурора
3. Сидорчук Г.А. Секретарь
4. Бочин-Ботаев Делопроизводитель
5. Корсак М.А. Машинистка
6. Шкавенко Журналист
7. Разартович Н.А. Курьер
   
ЛЬГОВСКИЙ УЕЗД
   
1. Николаев А.М. Старший помощник прокурора
2. Синицин А.В. Младший помощник прокурора
3. Щавелев Б.Г. Секретарь
4. Пеньков М.Д. Делопроизводитель
5. Деркач С.Н. Машинист
6. Шевченко А.И. Регистратор
7. Епифанова Е.Я. Курьер
   
РЫЛЬСКИЙ УЕЗД
   
1. Кармазин М.Д. Старший Пом.Прокурора
2. Великова З.Н. Младший -//-
3. Седых С.А. Секретарь
4. Косухин В.А. Делопроизводитель
5. Федорищев А.И. Машинист
6. Тяжкоров И.Д. Журналист
7. Шевченко И.В. Курьер
   
СТАРО-ОСКОЛЬСКИЙ УЕЗД
   
1. Кротов Помощник прокурора
2. Рудавин Е.С. Секретарь
3. Сисейкин Г.С. Машинист
4. Натаров Делопроизводитель
5. Шопина Т.Г. Курьер
   
ЩИГРОВСКИЙ УЕЗД
   
1. Зайцев Помощник Прокурора
2. Федоров П.С. Секретарь
3. Петропольский Машинист
4. Сорокина А.П Делопроизводитель
5. Яцик В.Е. Крьер
   
БОРИСОВСКИЙ УЕЗД
   
1. Тарасов Г.А. Помощник прокурора
2. Степаненко В.С. Секретарь
3. Марьенко А.И. Машинист
4. Шаповалов А.П. Курьер
5. Иванов Машинист


На 01.01.1926 г. в губернской прокуратуре оперативных работников вместе с прокурором было 19, из них шесть человек имели служебный стаж в органах прокуратуры. Губком РКП положительно оценивал работу губпрокурора Андреева. Из Курска он был переведен Сталинградским губпрокурором.

С позиции сегодняшнего дня, любопытна оценка политической ситуации в судебно-прокурорской отрасли Курской губернии за октябрь-декабрь 1924 года, приведенная инструктором Курского горрайкома РКП Галенковым. В докладе отмечается, что партячейка губсуда и прокуратуры, помимо названных организаций, "обслуживает" коллегию защитников, нотариальную контору и уездные камеры нарсудов. Рабочих в них нет. Точного учета служащих ячейка не ведет. Со слов секретаря, во всех учреждениях занято 249 чел., из них членов партии 32, в том числе в прокуратуре состоит на службе 29 чел.- 7 членов РКП(б) (24%), соответственно в губсуде 200 чел.- 22(11%), нарсудах 20 чел.- 3 (15%)

Из 32 партийцев - 5 женщин (16%). Из пяти членов месткома лишь один коммунист - председатель. Не охвачены "партсилами" нарсуды 1 и 2 участков, коллегия защитников и нотариальная контора.

В коллективах выраженных антисоветских настроений не проявлено. Политический уровень беспартийной массы, ввиду преобладания мещанского элемента, очень низкий. Служащие материально обеспечены слабо, особенно работники местного бюджета.

Клуба и красного уголка губсуд не имеет, но есть драматический, музыкальный и хоровой кружки, которые ставили в советских учреждениях платные спектакли и концерты в пользу добровольных обществ МОПРа и Доброхима.
Признано, что бюро ячейки "уклонов" в своей работе не допускало. Поставлена задача "орабочивания" аппарата, т.е. увеличения численности коммунистов.

Ещё один характерный момент в работе того времени. Во всех уездах в целях практических мероприятий создавались "тройки" из помощника прокурора, уполномоченного губсуда и представителя коллегии защитников. Но это не те "тройки", что в 1937-м вершили судьбы людей. В их задачу входила организация на местах правовых ячеек при Волполитпросвете на средства кооперативных и профсоюзных органов, то есть ставилась просветительская цель - повышение юридических знаний практических работников, в том числе прокуратуры. В протоколе одного из собраний Коллегии защитников записано: "Признать желательным создать печатный орган".

Наглядную картину того, чем конкретно занимались органы прокуратуры в середине 20-х годов дает архивных документ, который мы приводим в сокращении.

РСФСР
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О Т Ч Е Т
КУРСКОГО ГУБЕРНСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

КОМИТЕТА ХIII-МУ
ГУБЕРНСКОМУ СЪЕЗДУ СОВЕТОВ
(извлечение)

Издание Курского Губисполкома

Курск - 1926.

АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНАЯ РАБОТА
ЗА 1924-1925 ГОДЫ

Прокуратура

1. Личный состав.

За отчетный год в личном составе Прокуратуры произошли изменения, вызванные, во-первых, предъявлением более повышенного требования со стороны руководящих органов к личным качествам прокурорского надзора и, во -вторых, усложнением и расширением деятельности Прокуратуры по укреплению революционной законности и борьбе с преступностью. Выбыло за это время из состава Прокуратуры по губернии - 4 работника и вновь принято - 5 человек.
К концу отчетного года личный состав прокурорского надзора по всей губернии представляется в следующем виде:
всего работников вместе с губпрокурором - 19 человек, из них по социальному положению: из бывших рабочих -3, крестьян -11, прочих 5, по образовательному цензу: с законченным и незаконченным высшим образованием -3, со средним -5, с низшим -11. По служебному стажу в органах Прокуратуры: с 1922 г. -5, с 1923 г. - 5, с 1924 г. -3 и 1925 г. - 6 человек.

2. Руководство работой.

Руководство работой всех помпрокурора губернии осуществлялось путем ревизий, вызовов отдельных помощников прокурора с личными докладами в Губпрокуратуру, созывом общих совещаний всех помпрокурора губернии, где подводились итоги работы, отмечались недочеты и достижения в работе и вырабатывался план деятельности на предстоящее время. Таких совещаний за отчетный год было 3. Кроме того, руководство осуществлялось еще путем рассылки инструктивных товарищеских писем по различным вопросам момента, каковых писем разослано было в количестве свыше 100 за счет сокращения циркуляров, каковых издано было в течение всего отчетного года всего 15. Руководящие указания также имели место и на основе обработки статистических отчетов, поступающих периодически от помпрокурора в Губпрокуратуру, по которым отмечались те или другие недочеты в работе и обращалось внимание на усиление тех видов работы, которые не получали должного развития.

3. Общественно - политическая работа Прокуратуры в деревне и в городе.

В отчетном году центр тяжести этого вида работы Прокуратура сосредоточила, главным образом, на деревне. С этой целью в календарном плане было отведено значительное место к обслуживанию нужд деревни. В результате чего был проведен ряд выступлений с докладами по различным вопросам права на собраниях рабочих: в губернском городе 45 и в уездах 0 84, бесед с крестьянами по деревням - 261.

Выступление в местной печати со стороны прокурорского надзора по вопросам, связанным с сущностью революционной законности, имело место в 55 случаях.

Общественных обвинителей было завербовано - 626 человек, которые использованы были в 882 выступлениях в судах.
Установлена была также надлежащая связь с селькоровскими организациями путем принятия на их собраниях и совещаниях активного участия, с постановкой доклада на тему "знание селькора в деле борьбы с преступностью" и другие. Таких совещаний по уездам было 2 и 5 волостных.

При посещениях представителями Прокуратуры деревни одновременно с проведением бесед принимались от крестьян жалобы и давались советы по интересующим их вопросам права, а также организовывались на местах при избах-читальнях юридические кружки из местных судебно-следственных работников, каковых по инициативе Прокуратуры организовано и действует 39, советов в них дано в количестве 16.118 по разным вопросам в одном лишь Курском уезде.


4. Общий надзор.

В целях укрепления начала революционной законности и общего надзора за законностью действий организованной власти, Прокуратура систематически и постоянно принимала участие в заседаниях Президиума и Пленума, как Губисполкома на местах и, кроме того, принимала активное участие в различного рода ведомственных совещаниях и комиссиях, как-то: Губплан, Налоговые комиссии при ГФО и УФО, связанные с жалобами плательщиков единого сельскохозяйственного налога, контрольно-финансовые совещания и прочее. Кроме того, осуществляется систематический просмотр поступающих в Оргчасть ГИКа копий постановлений Уисполкомов и в Уисполкомах - постановлений Волисполкомов.

Заведен также, по соглашению с Губисполкомом, порядок предварительного просмотра Прокуратурой в губернии и на местах издаваемых во всеобщее сведение обязательных постановлений и приказов как Губисполкома, так и Уисполкомов и Волисполкомов на местах. В местности такого рода постановлений ГИКа в течение года завизировано аппаратом Губпрокуратуры в количестве 246.

В порядке же общего надзора, в соответствии с календарным планом, производилось систематическое обследование низовых соворганов, что дало в течение года следующий ряд обследований: ВИКов - 113, Сельсоветов
- 150, Волмилиций - 31, Волземкомиссий - 93, Уездных милиций и Угрозыска - 13, Комнесов и Уземкомиссий - 2.
Результаты обследований дали возможность устранить ряд незакономерных постановлений, выявить случаи преступных действий со стороны должностных лиц, предупредить и исправить прочие недочеты в работе этих органов.
В процессе этой работы было опротестовано незакономерных постановлений: ГИКа - 8, УИКов - 40, ВИКов - 129 и Сельсоветов - 37 и принесено протестов на неправильные решения Земельных Комиссий - 77. За редкими исключениями, все протесты Прокуратуры были надлежащими органами удовлетворены.

Наиболее характерными из нарушений являются постановления о незаконных административных взысканиях, налагаемых на граждан в виде штрафа и арестов, практикование самообложения, расторжение договоров в административном порядке и незаконная муниципализация частных домовладений.

Следующим моментом в области осуществления общего надзора является прием и разрешение поступающих от населения в Прокуратуру жалоб на действия административных и судебно-следственных органов и органов дознания. Таких жалоб по аппарату Губпрокуратуры в течение года было принято 3.671 и в камерах помпрокурора на местах - 5.984. Подавляющее большинство из них поступает от крестьян (до 90 проц.), остальные 10 проц. падают на рабочих (240), красноармейцев (264) и прочие группы граждан (1026).

На административные органы значится поступившими - 2.462 жалобы и на судебно-следственные органы и органы дознания - 835 жалоб, причем характер жалоб в первом случае относится к проявлению со стороны административных органов власти произвола, волокиты, превышение власти и дискредитирование таковой; вторые направлены преимущественно на обжалование решений и приговоров по гражданским и уголовным делам.

В истекшем году Прокуратурой из всей серии поступивших жалоб особенное внимание было обращено на правильное и своевременное разрешение той категории из них, которая затрагивала интересы красноармейцев и их семей. С каковой целью Губпрокуратура вошла с представлением в Губисполком об издании последним соответствующего циркуляра по подведомственным ему учреждениям, что и было сделано. Циркуляром Губисполкома вменялось в обязанность выделить каждому учреждению специального сотрудника, отвечающего персонально за своевременное и правильное направление и разрешение этого рода жалоб, что дало возможность к концу года изжить известное равнодушие и волокиту в этой области; все 264 жалобы разрешены своевременно.

Непосредственно аппаратом Губпрокуратуры проделана также была большая работа по консультированию госучреждений и организаций дачей различного рода разъяснений и советов по вопросам права. Общее количество консультаций зарегистрировано аппаратом Губпрокуратуры в 149 случаях.

Прокуратура также осуществляла надзор по раскрытию преступлений, связанных с появляющимися в центральной и местной прессе заметками селькоров и рабкоров. Таких заметок непосредственно аппаратом Губпрокуратуры было реализовано 45 и по местной прессе участковой Прокуратурой - 457 заметок.

Наконец, в последней четверти отчетного года Прокуратура приняла участие в проведении кампании по выселению помещиков. Из общего числа подлежащих выселению - 228 помещиков. Прокуратурой опротестовано в Центр постановлений Губисполкома 9, из поступивших жалоб по остальным отказано - 75.

5. Преступность и борьба с нею.

В отношении состояния преступности истекший 1925 год характеризуется, с одной стороны, сокращением роста некоторых категорий преступлений. Так, мы наблюдаем несомненное падение одного из главных видов преступления - бандитизма. На протяжении истекшего года ликвидирован целый ряд бандитских шаек, терроризировавших население. В одном только Рыльском уезде ликвидированы шайки: Глушковская-50 человек, Кореневская-27, Бурынская-26, Теткинская-17. Одним словом, можно сказать, что в Рыльском уезде сейчас прочно спаянных, организованных банд нет. Единичные случаи ограбления, конечно, еще не изжиты. В Грайворонском уезде почти ликвидирована банда смертников, и с 1-го октября она никаких активных действий не проявила; в Курском уезде ликвидирована, при участии Центророзыска, банда "Кузенка".
Точно так же отмечается значительное падение конокрадства - по данным Губрозыска - на 30%. Почти изжит в истекшем году, как бытовое явление, самосуд.

Наряду с несомненным падением отдельных видов преступности надлежит отметить устойчивость других видов. Главным же центром внимания стали должностные преступления. По данным Прокуратуры, процентное отношение должностных преступлений ко всей преступности за год равняется 45%, при чем 48% из общего числа должностных преступлений падают на растраты. Из числа должностных преступлений 25% падают на город и 75% - на деревню. Отсюда, однако, нельзя делать вывода о преимущественном поражении этой болезнью деревни. Не нужно забывать, что в то время, как учреждения города исчисляются десятками, одних только сельсоветов по губернии - 1.000 и что в то время, как деревенская растрата колеблется от 2 до 200 рублей, городская исчисляется тысячами.

Движение остальных видов преступности не представляется характерным. Так, например, если контрреволюционных преступлений в 1924 г. было 63, то в 1925 г. их 57, преступлений против порядка управления 511 и 420, хозяйственных - 163 и 87, против жизни - 1.370 и 1.384.

В то же время должностные преступления дают яркую картину повышения.

В 1923 году их было 1.285, в 1924 г. - 1600 и в 1925 г. - 3.846.

При таком соотношении видов преступности ясно, что центр тяжести внимания Прокуратуры был посвящен борьбе с должностной преступностью. В частности, этому вопросу было посвящено последнее совещание по борьбе с преступностью, созванное с широким представительством хозяйственников, которое выработало следующие конкретные мероприятия: 1) агитация в печати и на собраниях, 2) опубликование в печати заметок о привлечении растратчиков и приговоров по делам их, 3) усиление ревизий, ведомственных, 4) усиление ревизий РКИ, 5) осторожность при подборе новых работников с обязательным собиранием сведений по месту их прежней службы, 6) правильная постановка бухгалтерии, 7) быстрое продвижение дел по должностным преступлениям в органах дознания, следствия и суда, 8) более жесткая судебная репрессия, 9) недопущение к растратчикам условно досрочного освобождения, 10) ответственность ревизионных комиссий, 11) обязательное предъявление исков с установлением ответственности учреждений за непредьявление их.
То же совещание уделило внимание и убийствам через окно, рекомендуя инструктировать представителей сельской власти о необходимости обеспечивать следы преступления до прибытия следственных властей, использовать собак-ищеек, усилить в неблагополучных местностях осведомительную работу.

6. Органы следствия и дознания.

Следственный аппарат губернии в 1925 году был представлен 48 нар. следователями и 8 старшими следователями. По социальному происхождению 53% народных следователей и 75% старших - крестьяне. По образовательному цензу: народных следователей с высшим образование 20%, со средним - 14%, и старших: с высшим - 25% и средним - 25%. Членов партии из народных следователей 48%, старших - 37%. Отчетный год характеризуется значительной разгрузкой следственного аппарата.

Если на 1-е октября 1924 года народный следователь в среднем имел в производстве в месяц - 86 дел, то в последнем месяце 1925 года он имеет 13 дел. Это обеспечило возможность нормальных условий работы и позволило обратить внимание на качественное улучшение работы и на усиление работы по наблюдению за органами дознания. В 1925 году участковой Прокуратурой было произведено 79 ревизий следственных участков и Губернской Прокуратурой - 38. В отчетном году сделаны достижения по части улучшения материального положения аппарата. Содержание нар. следователя доведено до 55 рублей.

Личный состав органов дознания Милиции и Уголовного Розыска, в своей руководящей верхушке, подвергся значительному изменению.

Принимались меры по воспитательной работе в органах дознания: были организованы курсы Губрезерва Милиции, через которые пропущено 137 работников разных категорий. На этих курсах было прочтено Прокуратурой 185 лекций. Краткосрочные курсы проводились и во всех уездах.

Процент раскрываемости преступлений в отчетном году выражается по Милиции - 59 и по Розыску - 49, а в уездах колеблется от 35 до 80%. Процент раскрываемости в прошлом году равнялся - 40.
В порядке борьбы с преступностью в рядах органов дознания отстранено за год за служебные преступления - 206 человек с преданием суду.

Улучшено техническое оборудование розыскного аппарата, оборудованы при каждой уездной милиции и при Губрозыске дактилоскопические кабинеты, фотографические павильоны, музей. Организован питомник собак-ищеек.

7. Места заключения.

Среднее число содержащихся под стражей в отчетном году равнялось по местам заключения губернии - 2.800, что значительно превышает нормальную нагрузку и мешает строго выдерживать режим для заключенных со строгой изоляцией, несовершеннолетних, заболевающих и т.д.

Освобождено условно-досрочно 228 человек.

Мероприятия по улучшению состояния мест лишения свободы в отчетном году свелись к следующему: произведен ремонт Курского Гитдома, Перчасть, Льговского и Щигровского Умзака, широко развернута рабочая часть в Гитдоме - из 900 заключенных заняты организованной работой 313. Поставлена на хозяйственный расчет сельскохозяйственная трудовая колония "Красная поляна". Увеличено число штатных мест по губернии с 2.158 до 2.465. Увеличен штат надзора до 820 человек. Питание заключенных усилено (15 кол. вместо 8). Увеличена плата надзору. Младший надзор получает вместо 18 руб. - 25 руб.

* * * * *

Третий прокурор Курской губернии АЗОВСКИЙ Владимир Францискович, приступивший к работе в мае 1926 года, проработал всего несколько месяцев и был направлен в резерв ЦК ВКП (б).

О том, как распределялись обязанности между работниками прокуратуры, свидетельствует


СПИСОК
ЛИЦ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ
на 15-е октября 1926 года


Фамилия, имя и отчество Занимаемая должность
1. АЗОВСКИЙ Владимир Францискович Губпрокурор
2. ГУСЕВ Иван Иванович Зам. Прокурора
3. БЕЛЕВ Илья Фомич -//-//-//-//-//-//-//
4. ЗАЛУЦКИЙ Владимир Васильевич 2-й Пом. Прокур.
5. БОБРОВСКИЙ Николай Николаевич 3-й -//-//-//-//-//-
6. СЕМЕНОВ Петр Иванович 4-й -//-//-//-//-//-//-
7. ПЕТРОВ Николай Васильевич 5-й -//-//-//-//-//-//-
8. ГУРОВ Исаак Иванович 6-й -//-//-//-//-//-//-

Камера Курского уезда
9. СИНИЦИН Александр Владимирович 1-й Пом. Прокур.
10. СОБОЛЕВ Дмитрий Никитович 2-й -//-//-//-//-//-//-

Камера Белгородского уезда
11. КАРМАЗИН Михаил Дмитриевич 1-й Пом. Прокур.
12. ГОРБАЧЕВ Николай Тимофеевич 2-й -//-//-//-//-//

Камера Грайворонского уезда
13 ТАРАСОВ Георгий Андреевич 1-й Пом. Прокур.

Из истории Поныровской волости
Курской губернии 1920-х годов

ПРИШЕЛ КОНЕЦ БАНДЕ

Большое беспокойство Орловской и Курской губерниям доставляла банда Жердова и Корытина. Эти люди, родом из Орловской губернии, участвовали в деникинском наступлении, а после разгрома белогвардейцев, вернувшись назад, затаились, полагая, что старые времена еще вернутся. Не выдержав условий продразверстки, доводимой до населения, они, собрав небольшой отряд, начали заниматься грабежами магазинов, складов. Но, как говорится, "аппетит приходит во время еды" и перешли на грабеж населения, преимущественно богатых. А после ареста советскими органами милиции их родственников начался кровавых разбой, потрясающий своими злодеяниями даже сейчас.

Вот несколько выдержек из 24-томного уголовного дела: "В конце июля 1925 года произвели налет на дом Кофанова Ивана Афанасьевича, ранили Кофанову Домну, пытаясь узнать, где золото, отрубили ей правую руку. В саду соседа Болотова обнаружены убитые мать и дочь Болотовы. Дочь Елена была изуродована, отсечена рука, перерезана грудь, в другом селе агента ГПУ повесили под потолком на крюке и т.д."

Для уничтожения банды был создан спецотряд с командованием из Москвы. Дважды банда попадала в засаду, но главари всегда оставались на свободе, т.к. у них имелись свои люди во всех органах власти, и те заранее предупреждали их о засадах. Дважды на Жердова и Корытина было совершено покушение, но они чудом оставались в живых. В 1923 году в банду пришел Кузенок (Кузьма Дородных из села 2-е Поныри). Большая стычка произошла между бандой и отрядом ГПУ в с. Теплое, где в подвале одного из домов был оборудован тайник, напоминавший жилую комнату.

В укрывательстве банды принимали участие и работники сельского совета, поэтому ей удавалось в течение трех лет - с 1922 по 1925 годы - действовать и держать постоянно под страхом население огромной территории. И все же банду выследили. Отступая из Теплого, банда направилась в Тагино, где прекратила свое существование. Сотрудники Центророзыска, не рискуя больше человеческими жизнями, просто забросали гранатами сторожку, где бандиты остановились на ночлег.
Из Орловского государственного архива:

"… 3 декабря 1925 года банда в составе 9 человек: Жердов, Корытин, Забелин, Кузенок, Китаев, Клавка, Сонька, Маруська и Катька ликвидированы засадой Орловского отряда в г. Тагино в доме Минакова Стефана Митрофановича. Убито 3 мужчины и 4 женщины. Остались в живых: Кузенок (ранен Курским отрядом в д. Теплое Поныровской волости) и Китаев, соучастник банды".

После этого в уезде наступило спокойствие.

* * * * *

Последний губернский прокурор КРЕТОВ Григорий Михайлович (декабрь 1926 - июнь 1928 г.) был человеком решительным. Оберегал авторитет органов прокуратуры. При нем практически на каждом заседании бюро партячейки, партийных собраниях (а в состав партячейки входили и работники Губсуда) разгорались жаркие дискуссии, в ходе которых ему приходилось отстаивать позиции прокуратуры.

Кретов Г.М. стал губпрокурором в возрасте 31 года, образование имел среднее, социальное положение - служащий, в партии состоял с 1919 г. В анкете он указал свою национальность "великоросс". Других данных о нем не сохранилось.
Статистика правоохранительных органов за 1926-1927 г.г. отразила необычную тенденцию - большое количество оправданных. Во II полугодии 1926 года суды губернии оправдали 31% от общего числа осужденных за уголовные преступления, в I полугодии 1927 г. - 30,5%. Эта ситуация требовала принятия срочных мер. Судьи считали, что это результат низкой квалификации следователей, которые не выясняют многих существенных обстоятельств дела. Прокурорские работники придерживались другой точки зрения. Так, на партсобрании 26 ноября 1927 года тов. Фомин заявил: "Большой процент оправданных зависит от того, что один член суда берет дело, а потом передает его для разбора другому, а последний не знакомится с делом. Выносит приговор оправдательный, чтобы не обжаловали таковой".

В июне 1928 года губерния была упразднена, а вместе с нею и должность губернского прокурора. Дальнейшая судьба Кретова неизвестна.

Переход к областям в Курском крае получил следующее развитие: на территории бывших Воронежской, Тамбовской, Курской и Орловской губерний была создана Центрально-Черноземная область с центром в г.Воронеже. Бывшая Курская губерния была разбита на 3 административно-территориальных округа: Курский, Льговский и Белгородский.
В Курский и Белгородский округа вошло по 14 районов, во Льговский - 11.

Курский округ (центр г.Курск) охватывал 502 сельских совета и слободу Ямскую, в которых проживало около миллиона человек.

По числу жителей и площади округ немного уступал нынешней Курской области.
По представлению прокурора Центрально-Черноземной области Нелидова прокурором Курского округа был назначен Вельт Я.Г. (с 10.08.1928 г. по 10.04.1930 г.).

Вельт Ян Генрихович, возраст 32 года, эстонец, служащий. До 1917 г. - солдат, образование, как указано в учетной карточке, "вышел из университета", в партии с мая 1917 года (вступил в Омской организации). До сентября 1922 года служил в органах ЧК и Ревтрибуналах. С 20 сентября 1922 года - прокурор в трибунале Сибирского округа путей сообщения. С декабря 1923 г. - заместитель прокурора, а с 18 июля 1924 г. - прокурор Воронежской губернии. С октября 1925 г. - прокурор Киргизской автономной области, с апреля 1927 г. - заместитель прокурора Киргизской АО.

В конце 20-х годов продолжала формироваться правоохранительная система. О противоречивости тенденций развития говорит такой момент. Прокурор округа Вельт Я.Г. при обсуждении путей судебной реформы на заседании партячейки в ноябре 1929 года утверждает, что через 3-4 года основной судебной инстанцией будут не народные суды, их место займут товарищеские суды. Будущее, по его мнению, за примирительными камерами.

Следует пояснить, что такое примирительные камеры. Это создававшиеся при сельских советах органы, в которых рассматривались малозначительные бытовые конфликты, где конфликтующие стороны старались примирить. Практически в каждом сельсовете председателем примирительной камеры был избирался председатель совета, и он выступал в двух лицах, что не давало должного эффекта. Во-первых, председатель как должностное лицо и так пытался уладить ссору, а, во-вторых, официальное рассмотрение в примирительной камере с составлением документов представляло дополнительную нагрузку.

Видимо, по этим причинам примирительные камеры в дальнейшем были ликвидированы.

В работе окружной прокуратуры отмечались как положительные факты - приближение прокурорского аппарата к населению путем частых выездов на места и исправление классовых недочетов.

Однако, не было четкой плановости в общественно-политической работе в следственном аппарате и достаточной увязки его работы с местным Бюро по пропаганде права; отсутствовал действенный контроль за результатами по возбужденным делам, в частности по делам о бюрократизме и волоките; весьма слабо вели работу органы расследования, по причине чего более половины возбужденных дел заканчивались безрезультатно.

Из протокола №23 общего открытого партсобрания ячейки ВКП(б) №26 при окружном суде и прокуратуре совместно с коллективом служащих за 28.06.1929 г. явствует, что обсуждался вопрос о предстоявшей чистке соваппарата, что было вызвано "моментами бюрократизма, волокиты и чуждых классовых элементов, из-за чего плохо исполняются законы". В докладе тов. Борисова указывалось: "…в нашем аппарате много сидит старого чиновничества, бывших чиновников и фабрикантов. Нам нужно на место вычищенных подготовить выдвиженцев. Об этом надлежит нашим профорганизациям призадуматься, заранее подготовить этих лиц и вдумчиво отнестись к этому вопросу. В данное время намечены к чистке учреждения Наркомфина, Наркомзема, Юстиции, Отдела Труда и милиции. Чистка начнется с 1 июля. В этой чистке должны оказать помощь коллективы служащих под углом критики и самокритики…."

Эти чистки в дальнейшем привели в масштабах страны к массовым репрессиям ни в чем неповинных людей.

Решением XYI Партконференции "О приведении системы управления в соответствие с требованиями социалистического строительства" и принятым во исполнение постановлениями Правительств Союза ССР и РСФСР в декабре 1928 г. было предусмотрено изменить систему управления окружно-районным аппаратом. Для проверки этой схемы был выбран Курский округ Центрально-Черноземной области.

В июле 1929 года Курский окружной исполнительный комитет приступил к реорганизации, которая завершилась к сентябрю-октябрю 1929 г.

До этого на территории округа было 14 районов, которые подверглись изменению. Было оставлено всего 10 районов: Курский, Колпнянский, Медвенский, Обоянский, Советский, Золотухинский, Солнцевский, Тимский, Фатежский, Щигровский и г. Курск.
Среди районов Щигровский район был выделен как опытно-показательный. Таким образом, управление переместилось в районы. Были созданы особые условия работы, в частности предусматривалось, что ЦЧО посылает руководящие указания в округ и непосредственно в районы. Однако по вопросам, требующим дополнительной проработки в округе, областные органы дают директивы только округу, а тот - районам.

В работе обновленного аппарата предусматривались отдельные отклонения от действующего законодательства с последующим их утверждением и внесением изменений в законы и инструкции.

С точки зрения органов юстиции, перестройка аппарата суда, прокуратуры, создание товарищеских судов и примирительных камер, перенос центра тяжести в культурном обслуживании населения на районы и сельсоветы и децентрализация всей оперативной работы создали благоприятные условия для широкого вовлечения масс в работу советов и использовании их самодеятельности и инициативы.

* * * * *

С 21 ноября 1930 года г. Курск выделяется в самостоятельную административную единицу с непосредственным подчинением исполкому Центрально-Черноземной области. В связи с этим Курский район был ликвидирован, а все районные учреждения слиты с городскими, образовав горрайонные учреждения. Соответственно была образована Курская горрайпрокуратура, которая осуществляла прокурорский надзор и иные возложенные на нее законом функции как в городе Курске, так и на территории Курского района.

С июля 1933 г. по июнь 1934 г. Курским горрайпрокурором был СЕРГЕЕВ Александр Степанович. В связи с ликвидацией ЦЧО и образованием Курской области горрайпрокуратура прекратила свое существование. Была создана прокуратура г. Курска и первым прокурором назначен тот же Сергеев А.С. Он родился в 1894 году в с. Мелехино Щигровского района Курской губернии в семье крестьянина-бедняка. Батрачил, работал грузчиком на заводе, служил в царской армии. После Октябрьской революции - волостной военком. С 1922 г. - судья, член окружного суда. С 1930 г.- в органах прокуратуры.

С июня 1934 года, со времени образования Курской области и создания прокуратуры Курской области, начался новый этап ее истории.