Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

Прокуратурой Курской области подведены итоги работы по надзору за законностью правовых актов органов местного самоуправления

Органами прокуратуры Курской области организован системный надзор за соответствием Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов должностных лиц и органов местного самоуправления. По итогам надзорной деятельности прокурорами в 2007 году было выявлено и оспорено 1974 незаконных муниципальных акта, что превышает аналогичный показатель 2006 года на 25,7%. При этом, количество незаконных правовых актов представительных органов местного самоуправления составило 949, а исполнительных органов местного самоуправления – 1025. Анализ оспоренных нормативных правовых актов органов местного самоуправления показал, что в большей части нарушения допускались в сфере законодательства о местном самоуправлении, бюджетного, налогового и жилищного законодательства. Многие уставы поселений содержали положения, не отнесенные к вопросам местного значения указанных муниципальных образований, в том числе, по закреплению за главами муниципальных образований полномочий по установлению должностных окладов и иных выплат муниципальным служащим. В нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уставы не были внесены соответствующие изменения о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления. Потребовало прокурорского вмешательства отнесение к вопросам местного значения муниципального лесного контроля и надзора, участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселений. В 2007 году в целях приведения уставов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений в соответствие с федеральным законодательством прокурорами внесено 148 представлений, принесено 277 протестов, в суд направлено 244 заявления. Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены. По требованию прокуроров уставы утверждены в новой редакции и зарегистрированы в установленном законом порядке. В ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства в Рыльском, Горшеченском, Курчатовском, Курском и других районах выявлены нарушения при формировании, принятии и исполнении муниципальных бюджетов, в том числе, не всегда правильно определялись нормативы и источники пополнения доходной части. Так, в бюджет поселка Поныри Поныровского района в числе источников доходов не включена арендная плата за земельные участки, в Курчатовском районе - поступления от платных услуг. В Горшеченском, Железногорском, Октябрьском и других районах в нарушение требований ст.92 Бюджетного кодекса РФ был установлен предельный размер дефицита бюджета, превышающий 10 % объема доходов местных бюджетов, без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Все незаконные решения представительных органов местного самоуправления прокурорами опротестованы и отменены. В ряде районов органами местного самоуправления нарушался принцип гласности бюджета. В муниципальных образованиях «Крутовский сельский совет» и «Пригородненский сельский совет» Щигровского района установлены факты фальсификации при принятии решений, когда депутаты не участвовали в рассмотрении и утверждении местных бюджетов на 2007 год. Допускались нарушения закона о порядке возмещения убытков за счет бюджетных средств по судебным решениям. Прокурорами Дмитриевского, Горшеченского, Глушковского, Золотухинского, Дмитриевского и Фатежского районов опротестованы более 90 решений представительных органов местного самоуправления, которыми определен порядок исполнения судебных актов за счет средств бюджетов муниципальных образований исключительно в пределах целевых назначений и установленных лимитов, тогда как подобные ограничения Бюджетным кодексом РФ не установлены. Прокурорскими проверками выявлены многочисленные нарушения закона при принятии муниципальных правовых актов в сфере земельных правоотношений. Так, прокурором Большесолдатского района принесен протест на решение Представительного Собрания Большесолдатского района «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам», которым не предусмотрены установленные действующим законодательством ограничения на владение земельными участками сельскохозяйственного назначения для иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Согласно решению Представительного Собрания Суджанского района администрация района была наделена правом на период проведения работ по отнесению к государственной собственности Курской области земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет невостребованных земельных долей, расположенных на территории района, предоставлять указанные земельные участки в аренду сроком до одного года на основании заявлений юридических и физических лиц. Решение прокурором района опротестовано, поскольку администрация района не является собственником земель указанной категории и не вправе ими распоряжаться. В нарушение требований ст.72 Земельного кодекса РФ, ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практически повсеместно в муниципальных образованиях отсутствовал муниципальный земельный контроль. Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок его проведения, органами местного самоуправления не были приняты. В ходе исполнения и реализации Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» органами местного самоуправления допускались нарушения в части регламентации процедуры и критериев предоставления земельных участков. Кроме того, местными бюджетами не предусмотрено финансирование работ по территориальному землеустройству и техническому учету земельных участков и созданных на них объектов недвижимого имущества, что создает препятствия в проведении мероприятий по оформлению в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки. Многочисленные нарушения прокурорами выявлены в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений. Муниципальными образованиями нарушались порядок и сроки вступления в силу правовых актов о налогах, исчисление земельного налога в ряде случаев не соответствовало требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. По протесту прокурора Октябрьского района отменено Решение Собрания депутатов Лобазовского сельского совета, которым от уплаты налога в нарушение действующего законодательства освобождались не отдельные категории налогоплательщиков, а конкретные граждане. Не всегда органами местного самоуправления соблюдались требования жилищного законодательства при утверждении тарифов на коммунальные услуги, нарушались сроки и порядок введения их в действие, не учитывались установленные федеральным законодательством льготы для отдельных категорий граждан. Прокурорами установлены многочисленные нарушения закона о порядке прохождения муниципальной службы, оплаты труда муниципальных служащих, установлении им квалификационных разрядов. Неединичны факты принятия должностными лицами и представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов с превышением предоставленных им полномочий. В связи с выявленными нарушениями прокурорами в 2007 году внесено 203 представления, принесено 1 292 протеста, в суд направлено 479 заявлений. Кроме того, прокурорами в целях побуждения органов местного самоуправления к принятию нормативных правовых актов внесено более 700 представлений, объявлены предостережения 50 должностным лицам. Вопросы нормотворческой деятельности и надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления находятся на постоянном контроле прокуратуры Курской области.