Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

Железногорская межрайонная прокуратура поддержала в суде требования горожан о признании недействующим решения городской Думы в части определения нормативов тепловой энергии, необходимой на отопление жилых помещений

Решением Железногорского городского суда Курской области удовлетворено заявление трех жителей г. Железногорска о признании несоответствующим требованиям действующего законодательства Решения Железногорской городской Думы № 117-4-РД от 28 ноября 2008 года «О ценах на содержание, ремонт и о тарифах на коммунальные услуги» в части и признании недействующей статьи 2 Положения об оплате услуг горячего водоснабжения для расчетов с населением города Железногорска, проживающего в домах всех форм собственности, и о нормативах тепловой энергии, необходимой на отопление жилых помещений и для подогрева воды (приложение 4).

В судебном заседании заявители пояснили, что проживают в пятиэтажных и девятиэтажных домах, построенных до 1999 года, и являются потребителями тепловой энергии. Так как размер платы за потребленную тепловую энергию рассчитывается исходя из объема потребленной энергии, определенного по нормативам потребления тепловой энергии, утвержденным органами местного самоуправления, то расчет должен быть произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», что при расчете не сделано, а именно: часовая тепловая нагрузка определена исходя из проектных данных домов, несмотря на то, что проекты на дома отсутствуют; температура внутреннего воздуха отапливаемых помещений взята +20 градусов, хотя в соответствии СНиП 2.04.07 - 86* «Тепловые сети» при расчете норматива должна использоваться температура + 18 градусов; средняя температура наружного воздуха в отопительный период определена в размере «- 2,4» градусов взята из СНиП 23.0199 * «Строительная климатология», что не соответствует действительности и противоречит ст. 45 Постановления Правительства РФ № 306, поскольку средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов. Вместе с тем, согласно данных ГУ «Курский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» среднемесячная температура воздуха в отопительный сезон по г. Железногорску за период с 2004 по 2008 г.г. составила «-0,86» градусов.

По этим основаниям заявители просили признать решение Железногорской городской Думы в части установленного норматива тепловой энергии, необходимой на отопление жилых помещений для 5-ти и 9-этажных домов постройки до 1999 года, противоречащим действующему законодательству и отменить принятые нормативы.

В судебном заседании установлено, что в связи с отсутствием в муниципальном жилом фонде г. Железногорска Курской области коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии ( что является необходимым для установления нормативов методом аналогов), и отсутствием данных измерений для применения экспертного метода, в соответствии с п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №306, при установлении норматива был применен расчетный метод. Как следует из Правил, расчетный метод предполагает использование формул, указанных в Приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в которых отражены следующие величины: общая площадь жилых помещений; часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома; температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома; среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период; расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления; продолжительность отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° С и ниже; расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.

При этом, статьей 15 вышеназванного приложения установлено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по установленной формуле.

Статьей 45 Правил установлено, что температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что расчет норматива потребления тепла должен быть произведен по строго определенным критериям.

Вместе с тем, как следует из отчета № 09/10/07 по проведению экспертизы и расчету нормативов отопления для населения г. Железногорска Курской области ЗАО «Аудит», при расчете количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, температура внутреннего воздуха отапливаемых помещений принята + 20 градусов; среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период принята в размере «- 2,4» градуса, часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов определена исходя из проектных данных домов.

Рассматривая доводы заявителей о том, что часовая тепловая нагрузка на отопление, использованная при расчете норматива тепла, не соответствует действительности, поскольку проектных данных на их дома не имеется, заслушав мнение представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, просившего удовлетворить требования заявителей, суд пришел к следующему.

Одна из составляющих для расчета норматива потребления расхода тепловой энергии на отопление - нормативная часовая тепловая нагрузка. При расчете указанных нагрузок должны учитываться материал стен, размер окон, слойность остекления, расположение строения по направлению ветров и т.п., подбирается и монтируется система отопления дома для создания комфортных условий проживания. Каждый проект проходит стадию технической экспертизы и стадию согласования с ресурсоснабжающими организациями, в частности и по теплотехнической части. Таким образом, в различных по типу строительных конструкций домах, теплопотери и часовые расчетные нагрузки разные.

На дома заявителей проектов не имеется. Из пояснений представителей МУП «Горткплосеть» следовало, что при подобных обстоятельствах, когда на дома не имелось проектов, часовая нагрузка рассчитывалась ими самостоятельно, по аналогии с другими домами. Между тем, законодатель, наделяя органы местного самоуправления полномочиями по определению нормативов отопления, конкретно указал, каким образом определяется часовая тепловая нагрузка и не уполномочивал ресурсоснабжающую организацию самостоятельно производить расчеты, в случае если не имеется проектных данных на жилые дома, а напротив, указал, что в таких случаях следует применять формулу расчета и таблицу № 7 Приложения к Правилам.

С учетом изложенного, суд удовлетворил требования заявителей, признав решение Железногорской городской Думы в части статьи 2 Приложения № 4 к решению городской Думы от 28 ноября 2008 г. № 117-4-РД противоречащим Постановлению Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года.