Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Новости прокуратуры

Прокуратурой Курской области приняты меры по устранению нарушений налогового законодательства

Органами прокуратуры Курской области проведены проверки соблюдения налогового законодательства, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения в указанной сфере.
Установлено, что налоговыми органами при ведении информационной базы государственных реестров юридических и физических лиц, осуществлении контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей, применении мер ответственности к недобросовестным налогоплательщикам не в полном объеме реализуются права и обязанности, установленные действующим законодательством.
Прокурорскими проверками выявлены многочисленные факты включения в информационные базы государственных реестров недостоверных сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения. По этой причине налоговыми органами практически повсеместно направлялись требования об уплате налогов на несуществующее имущество, ненадлежащим должникам, с неправильным указанием адресов и данных о личности налогоплательщиков, что влечет нарушение их прав и необоснованное предъявление к ним требований об уплате налоговых платежей.
Так, в Беловском районе более 70 сельских жителей, не имеющих транспорта, подлежащего налогообложению, на протяжении ряда лет получали требования налогового органа об уплате транспортного налога. В Обоянском районе должностными лицами МИФНС №7 уведомления об уплате налога на землю были направлены 17 селянам, умершим в период с 1995 по 2006 годы. Такие же извещения о необходимости исполнить обязанность по уплате налога на землю ежегодно приходили на имя жителя села Сосновка Горшеченского района, скончавшегося в 1993 году и его умершей в 2005 году односельчанки.
В городе Железногорске мировыми судьями оставлены без движения свыше 200 исковых заявлений МИФНС №3 по Курской области. Налоговым органом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у граждан объекта налогообложения – транспортных средств.
В базе данных ЕГРЮЛ в МИФНС №6 Горшеченского района значились действующими ряд предприятий, сведения о местонахождении которых не соответствовали действительности. Несмотря на то, что указанными юридическими лицами не соблюдались правила отчетности, налоговым органом меры по их розыску и проверке законности деятельности, а также по исключению из государственного реестра не были приняты. Какие - либо меры воздействия к ним также не применялись, тогда как подобная бездеятельность порождает почву для создания фирм – «однодневок».
Аналогичные нарушения выявлены прокурорами города Курска, Курчатовского, Кореневского, Золотухинского и других районов.
Недостоверность учета налогоплательщиков негативно влияет на эффективность работы налоговых органов по взысканию налоговой задолженности, способствует недополучению бюджетами соответствующих платежей.
В ходе проверок установлены многочисленные факты нарушения налогового законодательства, допущенные государственными органами, органами местного самоуправления и налогоплательщиками при предоставлении в налоговые органы сведений, необходимых для налогообложения.
Вместе с тем, меры административного воздействия к нарушителям налоговыми органами не применялись, дела об административных правонарушениях в отношении виновных лиц возбуждены прокурорами.
В нарушение требований ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» имели место факты принятия мер принудительного взыскания налоговой задолженности в отношении юридических лиц, находящихся в стадии банкротства.
Так, Арбитражным судом Курской области по инициативе арбитражного управляющего отменены решения ИФНС РФ по г.Курску о приостановлении операций по банковским счетам ОГУП «Курское ДРСУ №1», находящегося в стадии банкротства. Необоснованно были выставлены этим налоговым органом инкассовые платежные поручения о бесспорном списании денежных средств со счетов ООО «Стройинвесткомплект», АОЗТ «Курскжилстрой», ЛВЗ «Курский» и других предприятий.
Не всегда налоговыми органами осуществляется должный контроль за полнотой поступления обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Во многих случаях годовые отчеты и бухгалтерские балансы сельскохозяйственных кооперативов принимались без их проверки ревизионными союзами и в отсутствие аудиторского заключения, что создает предпосылки для искажения бухгалтерской отчетности, неправильного исчисления размеров налоговых платежей, недополучения либо несвоевременного получения бюджетом обязательных платежей.
Практически повсеместно должностными лицами территориальных налоговых органов нарушаются порядок, основания и сроки привлечения нарушителей налогового законодательства к административной ответственности.
Органами прокуратуры выявлены многочисленные факты необоснованного привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности, по истечении установленного законом срока. В то же время, в отношении значительного количества лиц, совершивших налоговые правонарушения, административные производства не возбуждались.
Непринятие своевременных мер по привлечению виновных лиц к ответственности препятствуют достижению основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости установленной государством меры наказания за совершенный противоправный проступок и предупреждения совершения новых правонарушений.
Не всегда налоговыми органами используются полномочия по взысканию в судебном порядке налога с физических лиц.
Выявлены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Значительное количество фактически удовлетворенных обращений и жалоб Управлением ФНС РФ по Курской области учитывалось как «оставленные без рассмотрения», тем самым, необоснованно занижалось число незаконных решений, вынесенных в отношении налогоплательщиков.
Распространенный характер имеет обращение в суд заявителей, не удовлетворенных результатами рассмотрения жалоб по завершении процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.
Так, только в истекшем году Арбитражным судом и судами общей юрисдикции рассмотрено 583 судебных спора с участием налоговых органов, инициированных налогоплательщиками, в 382 случаях (65%) решения налоговых органов признаны незаконными.
Неэффективно налоговыми органами осуществляются функции по обеспечению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Зачастую нарушаются сроки направления в арбитражный суд заявлений о признании должников банкротами, что позволяет им вывести имущество задолго до введения процедуры банкротства и избежать обращения на него взыскания по долгам кредиторов.
В связи с выявленными нарушениями прокурором области внесено представление на имя руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по Курской области.
Всего органами прокуратуры области выявлено более 500 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 136 представлений, принесено 5 протестов на незаконные решения налоговых органов, объявлено 30 предостережений о недопустимости нарушений действующего законодательства, возбуждено 32 дела об административных правонарушениях, в суды общей юрисдикции направлено 17 заявлений о признании недействительными актов органов местного самоуправления и 4 заявления в Арбитражный суд о признании недействительными решений налоговых органов.